1.1 Реформы здравоохранения в Российской Федерации
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения витаминов.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения противовирусных препаратов.
Основные приоритеты национального проекта в сфере здравоохранения.
Мероприятия по выявлению и лечению инфицированных ВИЧ в свете реализации "Приоритетного национального проекта в области здравоохранения".
Мероприятия по выявлению и лечению больных вирусным гепатитом В и С в свете реализации "Приоритетного национального проекта в области здравоохранения".
Сестринское дело, его цели и задачи. Философия сестринского дела, основные принципы.
Внутрибольничные инфекции, источники, механизм передачи. Роль медсестры в инфекционной безопасности пациентов, персонала медицинского учреждения.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения мочегонных средств.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения бронхолитиков.
Лечебно-охранительный режим, профилактика больничного травматизма.
Организация учетно-отчетной деятельности. Основные виды медицинской документации в лечебно - профилактических учреждениях.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения иммунопрепаратов.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения снотворных средств.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения лекарственных средств, влияющих на свертывание крови.
Обработка рук медицинской сестры при манипуляциях и перед инъекциями.
Охрана материнства и детства в России и Республике Башкортостан. Федеральные, территориальные, региональные программы.
Особенности ухода за ВИЧ-инфицированными детьми в стационаре.
Основные направления реформирования  здравоохранения в Российской Федерации.
Этический кодекс медсестры России. Основные положения.
Этические и деонтологические проблемы при госпитализации ребенка.
Сестринский процесс и его этапы при уходе за детьми.
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования, предъявляемые к палатам детского отделения (освещенность, температурный режим, влажность, уборка, проветривание, кварцевание).
Методы и средства санитарного просвещения, роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения.
Правила выписки, хранения, учета наркотических средств. Журнал учета наркотиков. Правила записи в истории болезни о введении наркотического средства, требования к сдаче дежурной медсестрой по смене пустых и неиспользованных ампул.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения лекарственных средств, влияющих на органы пищеварения.
Положение ребенка у груди матери (4 ключевых пункта). Роль медсестры в помощи матерям, которые кормят сидя, "из-под руки", лежа.
Правильное прикладывание грудного ребенка к груди матери. Причины  неправильного прикладывания к груди.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения сердечных гликозидов.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения гормональных препаратов.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения антибиотиков.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения противосудорожных средств.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения противокашлевых средств.
Показания и противопоказания к сердечно-легочной реанимации.
Терминальные состояния, особенности у детей.
Критерии эффективности и  возможные осложнения сердечно-легочной реанимации.
Особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей.
Школы здоровья. Роль палатной медицинской сестры в реализации программных мероприятий.
Предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения. Этапы.
Роль средних медицинских работников при проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий при SARS.
Естественное вскармливание. Психологические преимущества. Опасность искусственного вскармливания.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения отхаркивающих средств.
Сравнительная характеристика основных путей введения лекарственных средств в организм ребенка.
Психологическая подготовка больного ребенка к приему лекарств. Особенности дозирования лекарственных средств детям.
Оценка действия лекарств у конкретного ребенка. Побочные действия медикаментов. Возможные осложнения на введение лекарственных средств у детей, тактика медсестер при их выявлении.
Охрана труда и техника безопасности в медицинском учреждении.
Профессиональное назначение медсестры палатной детского отделения, функциональные обязанности, права и ответственность.
Организация работы младшего медицинского персонала в лечебно-профилактическом учреждении. Функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала.
1.1.1 Реформы здравоохранения в Российской Федерации
Основные направления реформы здравоохранения в Российской Федерации. Понятие о системах здравоохранения. Бюджетно-страховая система. Основы медицинского страхования.
Основы законодательства и права в здравоохранении. Система оплаты работников здравоохранения. Понятие о ЕТС.
Охрана материнства и детства в России. Федеральные, территориальные, региональные программы. Конвенция ООН о правах ребенка.
Режим детей, находящихся в детском стационаре. Особенности ухода за тяжелобольным ребенком.
Санитарно-просветительная работа медсестры детского отделения с родителями и детьми.
Роль медсестры в организации досуга и занятий с детьми разных возрастов в отделении.
Лечебно-охранительный режим детского отделения, роль медсестры в его соблюдении.
Основные приоритеты национального проекта в сфере здравоохранения.
1.2.1 Организация работы специалиста сестринского дела в педиатрии.
Основы реформы сестринского дела в педиатрии. Система организации медицинской помощи детям, организация сестринского дела в медицинских учреждениях по охране здоровья детей.
Профессиональное назначение медсестры палатной детского отделения, функциональные обязанности, права и ответственность.
Организация работы младшего медицинского персонала в лечебно-профилактическом учреждении. Функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала.
Лечебно-охранительный режим, профилактика больничного травматизма. Охрана труда и техника безопасности в медицинском учреждении.
Организация учетно-отчетной деятельности. Основные виды медицинской документации в лечебно - профилактических учреждениях. Санпросвет работа специалиста сестринского дела.
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). Понятие и определение ПМСП. Основные принципы ПМСП. Участие населения в ПМСП. Средний медицинский персонал в ПМСП.
Методы и средства санитарного просвещения, роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения. Основы гигиенического воспитания населения по вопросам воспитания здорового ребенка и пропаганды здорового образа жизни.
1.3.1.1 Современные принципы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях и катастрофах.
Медико-тактическая характеристика ЧС (чрезвычайной ситуации) мирного времени. Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
Понятие о фазах в развитии ЧС. Действия мед. работников в первой фазе развития ЧС.
Понятие о медицинской сортировке и характеристика сортировочных групп. Объем первой медицинской помощи пострадавшим различных сортировочных групп.
Служба медицины катастроф как функциональное звено территориальной системы предупреждения последствий ЧС: ее структура и задачи. Принципы организации медицинской помощи населению при ЧС, понятие о этапах медицинского обеспечения.
Формирования экстренной медицинской помощи. Обязанности медицинских работников при чрезвычайных ситуациях в зависимости от фазы развития ЧС. Виды медицинской сортировки, характеристика сортировочных групп.
1.3.2.1 Основы сердечно-легочной реанимации.
Терминальные состояния. Виды терминальных состояний.
Сердечно-легочная реанимация. Показания и противопоказания к провелению реанимации.
Методика сердечно-легочной реанимации. Приемы восстановления проходимости дыхательных путей, техника искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Критерии эффективности реанимации. Продолжительность реанимации.
Дальнейшая тактика по отношению к больным, перенесшим реанимацию на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения.
1.3.3.1 Первая помощь и особенности проведения реанимационных мероприятий при экстремальных воздействиях.
Неотложная помощь при ожогах и отморожениях. Профилактика ожогового шока.
Реанимационные мероприятия при асфиксии.
Основные патологические процессы, развивающиеся в организме пострадавшего при тепловом ударе и общем охлаждении. диагностические критерии теплового удара и общего охлаждения и неотложная помощь при них.
Основные патологические процессы развивающиеся в организме пострадавших с отморожениями и ожогами. Объем помощи пострадавшим с ожогами и отморожениями на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения.
Утопление, удушение, электротравмы: особенности в проведении спасательных и реанимационных мероприятий.
1.3.4.1 Доврачебная медицинская помощь при неотложных состояниях в клинике внутренних болезней. Особенности оказания помощи в условиях чрезвычайной ситуации.
Острая коронарная, острая сердечная и острая сосудистая недостаточность - диагностические критерии, неотложная помощь и дальнейшая тактика. Объем помощи на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения при развитии угрожающих жизни неотложных состояниях в условиях ЧС
Острая дыхательная недостаточность - диагностические критерии, неотложная помощь и дальнейшая тактика. Объем помощи на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения при развитии угрожающих жизни неотложных состояниях в условиях ЧС.
Гипертонический криз - диагностические критерии, неотложная помощь и дальнейшая тактика. Объем помощи на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения при развитии угрожающих жизни неотложных состояниях в условиях ЧС.
Судорожный синдром - диагностические критерии, неотложная помощь и дальнейшая тактика. Объем помощи на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения при развитии угрожающих жизни неотложных состояниях в условиях ЧС.
Острые хирургические заболевания брюшной полости - диагностические критерии, неотложная помощь и дальнейшая тактика. Объем помощи на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения при развитии угрожающих жизни неотложных состояниях в условиях ЧС
1.3.5.1 Первая помощь при кровотечениях и геморрагическом шоке. Особенности оказания помощи пострадавшим в коматозном состоянии.
Виды кровотечений. Способы остановки наружных кровотечений, применяемые в условиях ЧС на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения.
Геморрагический шок: основные механизмы, лежащие в основе его развития, клиническая картина.
Геморрагический шок. Диагностические критерии и неотложная помощь.
Коматозное состояние, стандарт оказания доврачебной помощи больному в коматозном состоянии.
Основные причины ком. Характеристика коматозного состояния.
1.3.6.1 Неотложная помощь при травмах и травматическом шоке. Особенности оказания помощи.
Травмы. Виды травм.
Травматический шок: основные механизмы, лежащие в основе его развития, клиническая картина, диагностические критерии.
Профилактика травматического шока и его лечение на I этапе лечебно-эвакуационого обеспечения при ЧС.
Объем помощи пострадавшим с травмами опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговыми травмами, травмами грудной клетки и живота.
Объем помощи пострадавшим с травмами глаз и ЛОР-органов, ампутационной травме и синдроме длительного сдавления.
1.3.7.1 Неотложная помощь при острых отравлениях. Особенности оказания помощи при чрезвычайных ситуациях.
Виды острых отравлений. Общие принципы оказания помощи больным с острыми отравлениями. Характеристика зон химического заражения и очага химического поражения сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ).
Медико-тактическая характеристика очага СДЯВ. Основные мероприятия по организации медицинской помощи при возникновении очагов СДЯВ. 
Характеристика  токсических  веществ. Пути поступления в организм, диагностика, оказание неотложной помощи и интенсивная посиндромная терапия. Специфическая антидотная терапия.
Острое отравление. Пути поступления яда в организм человека. Стадии острого отравления. Общие принципы лечения больных с отравлениями.
Методы активной детоксикации, применяемые на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения. Посиндромная помощь при острых отравлениях.
Особенности организации медицинской помощи населению пострадавшему при авариях, связанных с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.
1.3.8.1 Помощь при острых аллергических реакциях.
Виды острых аллергических реакций.
Острые аллергические реакции, основные патологические механизмы, лежащие в основе их развития.
Клиническая картина, диагностические критерии острых аллергических реакций.
Неотложная помощь при различных клинических вариантах анафилаксии.
Профилактика острых аллергических реакций.
1.4.1 Практическое занятие. Медицинская информатика. Применение ПЭВМ в медицине.
Устройство, принципы работы компьютера.
Подготовка компьютера к работе.
Основные направления использования компьютерных технологий в медицине.
Основные направления развития вычислительной техники в области ее применения. Понятие о медицинской информатике.
Использование компьютерных технологий в приборах и аппаратуре медицинского назначения (снятие ЭКГ, спирография, лабораторная диагностика и т.д.).
2.1 Теоретические основы сестринского дела.
Особенности питания больных детей. Лечебное питание.
Нормативные документы, регламентирующие  алгоритм действий медсестер с целью профилактики ВИЧ-инфекции.
Роль медсестры в соблюдении диеты больным ребенком.
ВИЧ-инфекция. Социальные факторы, способствующие ее распространению. Эпидемическая ситуация. Возбудитель ВИЧ-инфекции, его свойства. Пути передачи.
Сахарный диабет. Методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Неотложная помощь при комах. Роль школы здоровья.
Кишечные инфекции. Основные свойства возбудителей, эпидемиологические особенности, пути передачи, клиника. Этапы сестринского процесса при уходе за больными детьми.
Гипервитаминоз D. Принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Гастродуоденит. Методы лабораторной диагностики. Принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Гастродуоденит. Методы лабораторной диагностики. Принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Диагностические процедуры и лечебные мероприятия при стоматитах у детей, согласно протокола "Ведение детей, страдающих стоматологическими заболеваниями".
Пролежни. Факторы риска (внутренние и внешние) , клиническая картина и особенности диагностики, общие подходы к профилактике,  согласно протокола ведения больных "Пролежни".
Ревматизм. Методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Вирусные гепатиты с парентеральным механизмом передачи. Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге, роль медсестры.
Кишечные инфекции. Правила забора материала для лабораторного обследования. Принципы лечения. Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге, роль медсестры.
Аномалии конституции у детей (диатезы). Принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Гиповитаминозы. Принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Наследственные болезни у детей. Принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Респираторные аллергозы. Методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Роль школы здоровья.
Врожденные пороки сердца. Методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Сосудистые дистонии у детей. Методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Острый и хронический пиелонефрит. Методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. 
Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Рахит. Принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Спазмофилия. Принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Хронические расстройства питания у детей. Принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Стоматиты. Диагностические процедуры и лечебные мероприятия, согласно протокола "Ведение детей, страдающих стоматологическими заболеваниями". 
Молочница. Принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Общие принципы диагностики, применение медикаментов, согласно протокола ведения больных. Дисбактериоз кишечника.
Краснуха. Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге, роль медсестры.
Дифтерия. Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге, роль медсестры.
Эпидемический паротит. Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге, роль медсестры.
Уход за ребенком , который может сидеть при риске развития пролежней, согласно протокола ведения больных "Пролежни".
Уход за  лежачим ребенком с риском развития пролежней, согласно  протокола ведения больных "Пролежни".
Менингококковая инфекция. Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге, роль медсестры.
Вирусные гепатиты. Эпидемиология вирусных гепатитов. Профилактика.
Гипотиреоз. Методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Энтерит, колит. Методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Острый, хронический гастрит. Принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Заболевания желчного пузыря и желчных путей. Методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Ринит, ларингит. Методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Бронхит. Методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Особенности ухода и лечения детей с ОРВИ.
Особенности ухода и лечения детей с острым бронхитом, пневмонией.
Особенности ухода и принципы лечения детей с диффузно-токсическим зобом.
Диффузный токсический зоб. Методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Лекарственная болезнь. Методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода.
Ветряная оспа. Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге, роль медсестры.
2.1.1 Теоретические основы сестринского дела.
Определение сестринского дела, его цели и задачи.
Этический кодекс медсестер России. Основы общения с детьми и их родителями
Этические и деонтологические проблемы при госпитализации ребенка.
Сестринский процесс и его этапы при уходе за детьми.
Этика и деонтология медицинского работника. Особенности деонтологического поведения медсестры детского отделения.
Философия сестринского дела, основные принципы.
Теории потребностей человека.
2.2.1.1 Профилактика внутрибольничных инфекций. Санитарно-противоэпидемический режим в детском отделении.
Общее представление о внутрибольничных инфекциях. Частота. Источники инфекции. Механизм передачи.
Роль медсестры в инфекционной безопасности пациентов, персонала медицинского учреждения.
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования, предъявляемые к палатам детского отделения (освещенность, температурный режим, влажность, уборка, проветривание, кварцевание).
Система инфекционного контроля. Методы и приемы проведения дезинфекционных мероприятий.
Предстерилизационная очистка. Стерилизация - методы, режимы.
2.2.2.1 Профилактика кишечных и воздушно-капельных инфекций в детских отделениях.
Причины и профилактика пищевых отравлений.
Основные свойства возбудителей кишечных инфекций, эпидемиологические особенности, пути передачи, клиника.
Этапы сестринского процесса при уходе за детьми больными кишечными инфекциями.
Правила забора материала для лабораторного обследования при кишечных инфекциях. Принципы лечения. Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге кишечных инфекций, роль медсестры  детского отделения.
Клиника, лабораторная диагностика воздушно-капельных инфекций.
Этапы сестринского  процесса при уходе  за детьми  больными воздушно-капельными инфекциями.
Правила забора материала для бактериологического обследования при воздушно-капельных инфекциях. Принципы  лечения.
Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге воздушно-капельных инфекций, роль медсестры.
Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге кори, роль медсестры.
Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге коклюша, роль медсестры.
Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулеза, роль медсестры.
Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге дифтерии, роль медсестры.
Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге краснухи, роль медсестры.
Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге ветряной оспы, роль медсестры.
Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге скарлатины, роль медсестры.
Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге менингококковой инфекции, роль медсестры.
Синдром респираторного заболевания (SASR).  Мероприятия при выявлении больного в стационаре. Особенности сан – эпид режима. Организация и проведение мероприятий. Меры индивидуальной защиты средних медработников.
2.2.3.1 Профилактика вирусных гепатитов с парентеральным механизмом передач. Профилактика ВИЧ-инфекции.
Вирусные гепатиты с парентеральным механизмом передачи. Основные свойства возбудителей, эпидемиологические особенности, клиника. Правила забора материала для лабораторного обследования, лабораторная диагностика.
Вирусные гепатиты с парентеральным механизмом передачи. Этапы сестринского процесса при уходе за больными детьми. Принципы лечения. Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге, роль медсестры.
ВИЧ-инфекция. История появления болезни. Социальные факторы, способствующие ее распространению. Эпидемическая ситуация. Возбудитель ВИЧ-инфекции, его свойства. Пути передачи.
Правила забора материалов на ВИЧ, транспортировка и хранение сыворотки крови. Правила работы с больными ВИЧ-инфекцией. Лечение.
Меры профилактики ВИЧ-инфекции в медицинском учреждении. Основные регламентирующие приказы, инструкции.
Профилактика ВИЧ-инфекции, выявление и лечение больных ВИЧ в рамках реализации мероприятий "Приоритетного национального проекта в области здравоохранения".
Профилактика вирусных гепатитов В и С, выявление и лечение больных в рамках реализации мероприятий "Приоритетного национального проекта в области здравоохранения".
2.2.4.1 Практическое занятие. Инфекционная безопасность и инфекционный контроль.
Технология обработки изделий медицинского назначения, согласно действующих нормативных документов.
Технология отбора и доставки материала для лабораторных исследований.
Контроль качества обработки инструментов многоразового применения.
Порядок и кратность проведения текущей уборки.
Порядок и кратность проведения генеральной уборки.
2.3.1 Диететика здорового ребенка.
Диететика здорового ребенка. Основные принципы.
Основные принципы питания здорового ребенка раннего возраста.
Основные принципы питания здорового ребенка  дошкольного возраста.
Основные принципы питания здорового ребенка школьного возраста.
Правила грудного вскармливания, роль медсестры в поддержке грудного вскармливания.
2.4.1 Диететика больного ребенка.
Особенности питания больных детей.
Лечебное питание, стандартные диеты.
Роль медсестры в соблюдении диеты больным ребенком.
Роль медсестры в контроле за санитарно-противоэпидемическим содержанием раздаточной.
Особенности лечебного питания детей с пищевой аллергией.
2.5.1 Практическое занятие. Практика грудного вскармливания.
Естественное вскармливание, время первого прикладывания новорожденного ребенка к груди матери. Противопоказания к грудному вскармливанию. Рекомендации ВОЗ.
Роль медицинской сестры в проведении грудного вскармливания  ребенка.
Преимущества грудного вскармливания, опасности, существующие при искусственном вскармливании.
Правильное прикладывание к груди, причины и последствия неправильного прикладывания.
Недостаточно молока. Достоверные и вероятные причины того, что ребенок получает недостаточно молока. Причины (факторы, связанные с кормлением грудью, психологические факторы, состояние матери и ребенка). Помощь матери, роль медсестры палат новорожденных.
2.6.1 Законы роста и развития. Жизненные потребности ребенка в различные возрастные периоды. Возрастная психология.
Периоды детского возраста, их характеристика.
Закономерности физического, нервно-психического и социального развития детей.
Факторы, определяющие опасную окружающую среду для детей в разные периоды развития.
Психическое развитие и формирование личности ребенка.
Развитие самосознания. Роль  игры в формировании личности ребенка.
2.7.1 Болезнь и ребенок. Реакция ребенка и его семьи на госпитализацию. Терапевтическая игра.
Психолого-педагогические аспекты деятельности медсестры.
Определение понятия "болезнь"  влияние болезни на рост и развитие ребенка.
Жизненные потребности больного ребенка, его семьи и способы их удовлетворения.
Внутренняя картина болезни. Закономерности формирования   личностных реакций ребенка на болезнь. Способы сестринского влияния на формирование внутренней картины болезни.
Роль медсестры в организации взаимодействия ребенка и семьи, ребенка и окружающего мира во время болезни. Создание психологического комфорта в процессе этого взаимодействия.
3.1.1 Сестринский процесс при аномалиях конституции, при рахите, гипервитаминозе D, спазмофилии.
Профессиональная задача.
Ребенку 8 лет, находится в стационаре. Состояние тяжелое, беспокоит одышка. Мальчик занимает вынужденное положение - сидит, опираясь руками о край кровати. Дыхание шумное, слышное на рас­стоянии, выдох резко затруднен и удлинен. Грудная клетка вздута. Частота дыхания - 32 в 1 минуту, пульс - 120 уд./мин. При аускультации в легких на фоне жесткого дыхания выслушивается обилие сухих и влажных разнокалиберных хрипов с обеих сторон, сердечные тоны приглушены.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной  доврачебной помощи
Профессиональная задача.
На стационарном лечении находится ребенок 8 лет. Диагноз: правосторонняя нижнедолевая крупозная пневмония, дыхательная недостаточность II степени. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на отрывистый, болезненный кашель. Боли в правой половине грудной клетки и боли в животе, особенно при кашле. Общая слабость, головная боль, нарушение сна, повышение температуры тела, аппетит отсутствует. Из анамнеза: 2-ой день заболевания. Заболевание началось остро с подъема температуры до 39° С, обще­го недомогания, болей в животе, рвоты, затем появились боли в правом боку при покашливании. Объективно: состояние тяжелое. Очень бледный, синева под глазами, выражен цианоз носогубного тре­угольника. ЧДД 60 в минуту, дыхание стонущее, пульс 160 уд./мин. Тоны сердца значительно приглуше­ны. Положение в постели пассивное, температура тела 38,5° С.
Задание
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Профессиональная задача.
В отделение госпитализирован ребенок, 8 лет, с диагнозом ревматизм I, активная фаза, эндомиокардит, полиартрит. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на боли в правом коленном суставе, слабость, одышку и сердцебиение при физической нагрузке. Сниже­ние аппетита. При осмотре: Т - 37,6° С, Рs 120 в мин., ЧДД 20 в мин. Мальчик бледный, тени под глаза­ми. Правый коленный сустав увеличен в объеме, горячий на ощупь, при малейшем движении в нем по­является боль. Тоны сердца приглушены, выслушивается систолический шум на верхушке и в точке Бот­кина. В легких везикулярное дыхание, физиологические отправления в норме.
Задание
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка. Определите проблемы с их обос­нованием.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Профессиональная задача.
Вы - медицинская сестра детской больницы. На Ваш пост поступил ребенок 5 лет с диагнозом "Острый гломерулонефрит с нефротическим синдромом". При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: Т тела-380 С, выраже­ны отеки на лице, туловище, конечностях. Ребенок вялый, капризный. Кожные покровы бледные. Аппе­тит снижен. Пульс - 116 в мин., ЧДД - 24 в мин., АД-105/70 мм.рт.ст. Мочится редко, малыми порциями. Жалуется на боль в пояснице. Симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон. В анализе мочи: белок - 3,3%, плотн.-1012, лейк. - 2-3 п/зр., эр.-2-З в п/зр., цилиндры - 5-6 в п/зр.
Задание
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка и проблемы пациента с их обосно­ванием.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией. 
Профессиональная задача.
Девочка 9 лет страдает сахарным диабетом. Получает утром 20 ЕД. инсулина. После введения инсулина не позавтракала. Через час внезапно появились судороги, потеряла сознание. Кожа влажная, дыхание поверхностное, зрачки расширены, клонико-тонические судороги.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.                                 
2. Составьте алгоритм неотложной доврачебной помощи. 
Профессиональная задача.
Ребенок 6 месяцев поступает на стационарное лечение в детское отделение с диагнозом: железодефицитная анемия среднетяжелая форма. Дистрофия типа гипотрофии 1 степени. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на беспокойный сон, стул со склонностью к запорам, дефицит массы тела, бледность кожи и слизистых. Ребенок родился с массой 3200 г. С 1 мес. ребенок на вскармливании неадаптированными смесями, по­лучает прикорм в виде каши, который получает 2-3 раза в день. Соки и фруктовое пюре получает нерегу­лярно. Ребенок вял, капризен. Кожа и слизистые бледные. За кормлением съедает 100 мл пищи. Имеет дефицит массы тела 16%, ЧДД 46 в минуту, пульс 140 уд./мин. Подкожно-жировой слой истончен на животе, гру­ди, конечностях. При исследовании крови: эр. 3,2 х 1012/л, Нв = 84 г/л,  ц.п. - 0,65
Задание
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено и определите проблемы пациента с их обос­нованием
2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
Профессиональная задача.
Ребенок 9 месяцев. Поступил в клинику с диагнозом; железодефицитная анемия, среднетяжелая форма. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на бледность кожных покровов, снижение аппетита, нарушение сна. Ребенок с 2-х мес. возраста на искусственном вскармливании смесью "Малыш", с 4-х мес. возраста получает манную кашу 3-4 раза в день. Овощное пюре введено в 5 мес., но ест его ребенок неохотно, поэтому получает его нерегулярно. Получает соки виноградный и морковный, но нерегулярно. Мясной бульон, фарш куриный, творог ребенок получает ежедневно. В анализе крови: эр. 3,6х10 12/л, Нв 80 г/л, ц.п. 0,7.
Задание
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка. Определите проблемы с их обос­нованием.
2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
Профессиональная задача.
В приемное отделение доставлен ребенок 2-х лет с носовым кровотечением, которое дома продолжалось уже около 1 часа. Мать сообщила, что подобное состояние наблюдалось 6 месяцев назад. Тогда мальчик лечился в стационаре с диагнозом — гемофилия А.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной  доврачебной помощи.
Профессиональная задача.
Ребенок 9 мес. находится в клинике с диагнозом: спазмофилия явная (эклампсия). Рахит П, подострое течение, период реконвалесценции. При сестринском обследовании медицинская сестра получила сле­дующие данные: судороги у ребенка появились внезапно во время плача, ребенок при этом посинел. Мать поднесла ребенка к открытой форточке. Дыхание восстановилось, ребенок пришел в сознание, цианоз и судороги через 2-3 мин. исчезли. Мать вызвала скорую и ребенок был доставлен в стационар. Ребенок родился в срок с массой 3300 г, длиной 52 см. Находился на искусственном вскармливании с 1 мес. Фруктовые соки получал с 3-х мес. нерегулярно, кашу 3 раза в день, овощное пюре редко. В возрас­те 3-х мес. у ребенка был диагностирован рахит, но лечение не проводилось. При осмотре медицинская сестра выявила у ребенка симптомы рахита, периода реконвалесценции, повышенную нервно-мышечную возбудимость, тревожный сон. В крови у ребенка снижен уровень кальция, повышен фосфор.
Задание
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка. Определите проблемы с их обос­нованием.
2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
Профессиональная задача.
 Ребенку 2 месяца, находится на стационарном лечении. В течение дня была рвота 5 раз, стул 10 раз водянистый. Температура 38° С градусов. Состояние тяжелое, ребенок вялый. Кожа сухая бледная, складки расправляются плохо, сни­жен тургор мягких тканей, большой родничок запавший.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной  доврачебной помощи.
Профессиональная задача.
У ребёнка 11 лет, находящегося на стационарном лечении по поводу обструктивного бронхита, под утро появились признаки удушья с затруднением выдоха, частым сухим кашлем, дыхание шумное, на расстоянии слышны свистящие хрипы. Объективно: беспокоен, глаза испуганные, сидит, опираясь на край кровати. Бледен, цианоз носогубного треугольника. Напряжение и раздувание крыльев носа, грудная клетка бочкообразной формы, с втяжением уступчивых мест. ЧДД - 30 в минуту, пульс -100 уд. в минуту, АД 130/70 мм.рт.ст. Беспокоит навязчивый сухой кашель, дыхание шумное.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной  доврачебной помощи
Профессиональная задача.
Ребенку 9 месяцев. Накануне был насморк, сухой кашель. Температура 37,5° С. У ребенка про­явления экссудативного диатеза. Ночью внезапно проснулся и стал беспокойным, появились лающий кашель, удушье, затруднен вдох. Голос осипший. Объективно: состояние ребенка средней тяжести, ребе­нок беспокоен. На щеках шелушение, гиперемия кожи. Из носа серозное отделяемое. В зеве гиперемия. В легких сухие хрипы на фоне жесткого дыхания. В акте дыхания участвуют вспомогательная мускулатура.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной  доврачебной помощи.
Профессиональная задача.
У девочки 12 лет во время взятия крови из вены на биохимический анализ внезапно появилась слабость, головокружение, тошнота, резко побледнела, кожа покрылась холодным липким потом. Ребенок медлен­но опустился на пол, потерял сознание. Пульс нитевидный, 60 уд./мин. А/Д 60/30 мм рт.ст. Дыхание поверхностное, 20 в 1 мин. Зрачки расширены, реакция на свет ослаблена.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи.
Профессиональная задача.
Ребенку 8 мес. Болен со вчерашнего дня, появились срыгивания, рвота мно­гократная, частый, жидкий водянистый стул с примесью слизи. Состояние ребенка тяжелое. Температура 38,0° С, вялый, адинамичный. Кожа бледная, сухая, эластичность снижена. Видимые слизистые сухие, яркие. Большой родничок запавший, черты лица заострились. Частота дыхания 52 в 1 мин., пульс 120 уд./мин, слабого наполнения, тоны сердца глухие. Живот умеренно вздут, мочится редко.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи.
Профессиональная задача.
Мальчик 10 лет находится на стационарном лечении. Диагноз: ревматизм, активная фаза, полиартрит. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: мальчик жалуется на боли в левом коленном суставе, из-за болей не встаёт, не может менять положение ноги в постели. До этого (3-4 дня назад) беспокоили боли в правом голеностопном суставе. В анамнезе, три недели назад болел ангиной. Объективно: температура 37,8° С. Кожные покровы бледные, чистые, синие тени под глазами, положение в постели пассивное. Левый коленный сустав на ощупь горячий, округлой формы, увеличен в размере, движения болезненные. Пульс - 100 ударов в минуту, ЧДД - 22 в минуту.
Задание
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Профессиональная задача.
На стационарном лечении находится девочка 4-х лет. Диагноз: острый афтозный стоматит. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: девочка капризничает жалуется на боли во рту, отказывается от приема пищи.   Из анамнеза: девочка больна 2-ой день, заболевание началось с подъема температуры до 37,5-38,2° С, общей слабости, нарушения сна и аппетита. Объективно: беспокойная, отказывается отрыть рот. Температура 38° С, плохо спит. В контакт вступает неохотно. ЧДД 28 в минуту, пульс 112 уд./мин. Губы яркие, отечные, усиленное слюноотделе­ние. На слизистой щек, мягкого и твердого неба высыпания в виде эрозий, покрытых налетом желтовато-серого цвета. Слизистые яркие, отечные. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены и болезненны.
Задание
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Профессиональная задача.
В детское отделение на стационарное лечение поступил ребенок  с диагнозом: "Врожденный по­рок сердца, тетрада Фалло, НК I-II ст". При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: во время плача у ре­бенка усилилась одышка, появился цианоз всего тела. Врожденный порок сердца у ребенка выявлен с рождения. При физиче­ской нагрузке у ребенка усиливается одышка, цианоз. У ребенка снижен аппетит, плохо прибавляет в массе тела. При осмотре: ЧДД - 60 в мин., пульс 160 уд./мин., ребенок отстает в физическом развитии, кожные по­кровы бледные, выражен акроцианоз. Тоны сердца звучные, над всей областью сердца выслушивается грубый систолический шум. В легких жесткое  дыхание, живот мягкий. Физиологические отправления в норме.
Задание
1.  Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка. Определите проблемы с их обос­нованием.
2.  Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Профессиональная задача.
Мальчику 13 лет назначили явиться в процедурный кабинет  утром натощак для взятия кро­ви из вены на биохимический анализ. При заборе крови, в положении сидя, ребёнок сильно побледнел и начал медленно опускаться на пол. Объективно: Кожные покровы резко бледные, ЧДД - 20 в минуту, пульс - 88 в минуту, АД 90/50 мм.рт.ст.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной  доврачебной помощи.
Профессиональная задача.
Мальчик 6 лет состоит на диспансерном учете по поводу сахарного диабета, получает инсулин. Заболел гриппом. На 3-й день заболевания появились жажда, заторможенность. Доставлен в больницу в тяжелом состоянии, изо рта запах ацетона, язык сухой. Определяется гипотония мышц, потеря сознания.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной доврачебной помощи.
Профессиональная задача.
Ребёнок 4 лет, лечится по поводу ОРВИ, второй день болезни. Со слов мамы у ребенка кашель стал с лающим оттенком, появилось осиплость голоса и шумное дыхание. Объективно: температура 37,1°С, ребенок возбужден, кожные покровы бледные, отмечается цианоз носогубного треугольника и конечностей. Дыхание затруднено, отмечается втяжение уступчивых мест грудной клетки и яремной ямки. ЧДД 48 в минуту, пульс 120 в минуту ритмичный, слабого наполнения.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи
Профессиональная задача.
На стационарном лечении находится ребенок 10 лет. Диагноз: бронхиальная астма. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на затруднен­ное дыхание, частый навязчивый кашель, чувство нехватки воздуха. Общая слабость. Болен в течение 7-8 лет, ухудшение наступило в течение последней недели, больной связывает это с про­студным заболеванием. Объективно: в сознании, сидит, опираясь о край кровати. Бледен, цианоз вокруг рта. Одышка с участием вспомогательной мускулатуры до 46 в минуту. Дыхание шумное, свистящий выдох. Пульс 102 уд./мин., температура 36,9° С.
Задание
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Профессиональная задача.
У ребенка 8 лет, находящегося на стационарном лечении, под утро появился приступ удушья с затрудне­нием выдоха, частым сухим кашлем; дыхание шумное, на расстоянии слышны свистящие хрипы.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной доврачебной помощи.
Профессиональная задача.
Девочка 7 лет лечится по поводу обострения хронического тонзиллита. Получает бисептол. Врачом было назначено внутримышечное введение пенициллина по 500 тыс. 2 раза в день. Через минуту после введе­ния пенициллина в поликлинике появилась резкая бледность лица, цианоз слизистой оболочки губ, рво­та, одышка, судороги, пульс нитевидный. Конечности холодные.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи.
Профессиональная задача.
Ребенок 10 лет, страдающий сахарным диабетом, получает инсулин. После одной из инъекций инсулина ребенок пожаловался на сильную головную боль, общую слабость, дрожание конечностей, потливость, чувство голода.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи.
Профессиональная задача.
Боря С., 7 лет. Диагноз: гемофилия. При сестринском обследовании медицинская сестра получила сле­дующие данные. С 2-х лет у мальчика отмечаются длительные (в течение суток и более) кровотечения при самых незначительных травмах. При небольших ушибах часто образуются обширные массивные подкожные гематомы. В возрасте 4-х лет развился гемартроз левого коленного сустава после ушиба. Два дня назад ребенок случайно порезал палец, с тех пор кровотечение из пореза не прекращается. При обследовании в крови: эр. – 3,3х 1012/л, Н - 70 г/л, лейкоциты - 7,2х 109/л.
Задание
1. Определите  неотложное состояние. 
2. Составьте алгоритм неотложной  доврачебной помощи.
Профессиональная задача.
В отделение госпитализирована Марина К. 8-ми лет с диагнозом: ревматическая хорея. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: предметы стали выпадать у ребенка из рук. Марина раздражительна, часто плачет без причины, устает от занятий в школе, жалуется на голов­ную боль. При осмотре движения у девочки нескоординированные, насильственные. На лице, почти постоянно, по­являются гримасы. Девочка без причины то плачет, то вдруг начинает смеяться. Сон тревожный, аппетит снижен. Кожные покровы чистые, бледные. Пульс 100 в мин., ЧДД 20 в мин. Тоны сердца звучные, вы­слушивается систолический шум на верхушке и в т. Боткина. В легких везикулярное дыхание. Физиоло­гические отправления в норме.
Задание
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка. Определите проблемы с их обос­нованием.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Профессиональная задача.
Девочка 4 лет доставлена родителями по поводу того, что выпила случайно оставленный в ста­кане керосин. В момент обследования состояние удовлетворительное, определяется запах керосина изо рта, рвотные массы окрашены в желтый цвет с выраженным запахом керосина. Сознание девочка не те­ряла, после отравления прошло 10 минут.                                                     
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной доврачебной помощи.
Профессиональная задача.
Девочка 5 лет, поступила с матерью на стационарное лечение в детскую больницу. С диагнозом: острый гломерулонефрит. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: несколько дней назад девочка перенесла фолликулярную ангину, вялая, бледная, аппетит снижен, веки отечные, температура 38° С, моча мутная, цвета "мясных помоев", редко мочится. Объективно: сознание ясное, кожные покровы бледные, отечные, ЧДД 20 в мин., дыхание везикулярное, хрипов нет, пульс 120 уд. в мин. удовлетворительных качеств, АД - 130/80 мм рт.ст. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, безболезненный.
Задание
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, и определите проблемы пациента с их обоснованием.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Профессиональная задача.
Ребенку 3 года, болен третий день, за медицинской помощью не обращались. Ночью поднялась температура до 38,5 ° С градусов, ребенок проснулся, стал беспокой­ным, появился лающий кашель, доставлен в стационар. При осмотре в зеве отмечается гиперемия зева, затруднен вдох.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной доврачебной помощи.
Профессиональная задача.
Девочка 6 лет находится на стационарном лечении. Диагноз: острый пиелонефрит. При сестринском об­следовании медицинская сестра получила следующие данные: общая слабость, понижение аппетита, температура тела 38,6° С. Девочка вялая, капризная. Жалуется на боли в животе и болезненные и частые мочеиспускания. Кожные покровы бледные, чистые. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот мяг­кий. ЧДД 26 в минуту, пульс 102 в минуту. Из анамнеза: больна в течение последних 3-х дней. Накануне заболевания упала в холодную воду. Моча мутная, мочи мало, мочеиспускания частые. Назначено; подмывание, сбор мочи на общий анализ, анализ мочи по Нечипоренко.
Задание
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Профессиональная задача.
Мальчик 10 лет, находится на стационарном лечении. Диагноз: тромбоцитопеническая пурпура. При се­стринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на кровотечение из носа, которое появилось несколько минут назад (во время игры). Болен 2 года, ухудшение наступило в течение последней недели (перенес ОРВИ), появились кровоизлияния на коже и слизистой оболочке полости рта. Тревожен. Объективно: в сознании, ориентирован, контактен. Кожные покровы бледные, ЧДД 22 в минуту, пульс 112 в минуту, АД 100/60 мм.рт.ст. Кожные покровы бледные, множест­венные кровоизлияния в виде пятен различной величины, формы, беспорядочно расположенные, различ­ного цвета (багровый, синий, зеленый, желтый).
Задание
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Профессиональная задача.
При взятии крови из пальца у ребенка появились слабость, бледность кожных покровов, холодный лип­кий пот, АД 60/40 мм рт.ст.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной доврачебной помощи.
Профессиональная задача.
На стационарном лечении находится девочка 12 лет. Диагноз: острый гломерулонефрит, отёчная форма. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на общую слабость, плохой аппетит, головную боль, отёки на лице и ногах. Считает себя больной в течение 2 не­дель, когда впервые появились данные жалобы. В анамнезе: частые ОРВИ, ангины, кариес зубов. Объективно: кожные покровы бледные, чистые, пастозность лица и голеней. Пульс - 104 в минуту, АД - 130/80 мм. рт. ст., ЧДД - 20 в минуту. Живот правильной формы, мягкий, безболезненный.
Задание
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Профессиональная задача.
Девочка 9 лет находится на стационарном лечении в гастроэнтерологическом отделении с диагнозом: "язвенная болезнь желудка". При сестринском обследовании получены данные: жалобы на боли в животе режущего характера, приступообразные, уменьшаются после приема пищи, снижение аппетита, отрыж­ку, тошноту, изжогу, запоры. Девочка обидчивая, со слов матери капризная, с соседями по палате не контактирует.  Больна около 2-х лет. Питается беспорядочно, часто всухомятку. К обследованию и лечению относится негативно. В свое выздоровление не верит. Объективно: кожа и слизистые бледные, подкожно-жировой слой выражен недостаточно. При пальпации болезненность в эпигастральной области.
Задание
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено и проблемы пациента.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Профессиональная задача.
Ребенку 10 лет. Перенес 1 год назад повторную ревматическую атаку. Периодически жалуется на боли в области сердца, одышку при подъеме на лестницу, быструю утомляемость. В последнее время состояние резко ухудшилось, появились отеки на ногах.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной доврачебной помощи.
Профессиональная задача.
Ребенку 10 месяцев. Со слов мамы заболел остро, повысилась температура до 39,4° С, стал вялым, «тяжело задышал». При осмотре: состояние тяжелое, температура 40,0° С, адинамичен, вял, постанывает при дыхании. Кожа бледная, сухая и холодная на ощупь, с мраморным рисунком, цианоз носогубного треугольника. Частота дыхания 60 в 1 мин., пульс 130 уд./мин., отмечается раздувание крыльев носа и втяжение межреберных промежутков при дыхании. При аускультации легких - дыхание жесткое, справа выслушиваются мелкопузырчатые хрипы, тоны сердца приглушены. Живот при пальпации мягкий, печень выступает на 3,0 см из-под реберной дуги. Стула и мочеиспускания при осмотре не было.
Задание
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.                          
2. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи
3.1.1.1 Сестринский процесс при аномалиях конституции, при рахите, гипервитаминозе D, спазмофилии.
Аномалии конституции у детей (диатезы). Причины, основные клинические проявления.
Аномалии конституции у детей (диатезы). Методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Рахит. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Гипервитаминоз D. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Спазмофилия. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
3.1.2.1 Сестринский процесс при гиповитаминозах, при наследственных болезнях у детей.
Гиповитаминозы. Причины, основные клинические проявления.
Гиповитаминозы. Методы лабораторной диагностики, принципы лечения.
Гиповитаминозы. Особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Наследственные болезни у детей. Причины, основные клинические проявления.
Наследственные болезни у детей. Методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода, Сестринские проблемы пациента.
3.1.3.1 Сестринский процесс при хронических расстройствах пищеварения у детей, заболеваниях слизистой полости рта.
Хронические расстройства пищеварения у детей (гипотрофия). Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики.
Хронические расстройства пищеварения у детей (паратрофия). Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики.
Стоматиты. Причины основные клинические проявления, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Молочница. Причины основные клинические проявления, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента при хронических расстройствах питания.
Факторы риска пролежней согласно протокола ведения больных "Пролежни". .
Профилактика пролежней согласно протокола ведения больных "Пролежни".
Рекомендуемый план ухода  при риске развития пролежней согласно протокола ведения больных "Пролежни".
Лекарственная терапия при заболеваниях  слизистой оболочки полости рта согласно протокола  ведения больных детей, страдающих стоматологическими заболеваниями.
3.1.4.1 Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения.
Острый, хронический гастрит. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Гастродуоденит. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Энтерит, колит. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Заболевания желчного пузыря и желчных путей. Причины, основные кли-нические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лече-ния, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей (склоннойсть слизистых к воспалению, слабость кардиального сфинктера, микробный пейзаж кишечника).
,Клинические проявления, медикаметозная терапия и диетотерапия дисбактериоза согласно протокола ведения больных "Дисбактериоз кишечника".
3.1.5.1 Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания, при респираторных аллергозах.
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей (узость просвета, склонность слизистой к отекам, типы дыхания, частота дыхания).
Ринит, ларингит. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Бронхит. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Пневмония. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Респираторные аллергозы. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Школа здоровья "Бронхиальная астма" .
3.1.6.1 Сестринский процесс при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
Врожденные пороки сердца. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Сосудистые дистонии у детей. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Ревматизм. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Неревматические воспалительные заболевания сердца. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
3.1.7.1 Сестринский процесс при болезнях крови и кроветворных органов.
Анатомо-физиологические особенности крови и кроветворных органов у детей.
Анемии у детей. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Тромбоцитопеническая пурпура. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Геморрагический васкулит. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Гемофилия. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Лейкозы. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
3.1.8.1 Сестринский процесс при болезнях почек и мочевыводящих путей.
Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей.
Острый и хронический гломерулонефрит. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики.
Принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента при гломерулонефрите..
Острый и хронический пиелонефрит. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики.
Принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента. Приоритетные проблемы при пиелонефрите.
3.1.9.1 Сестринский процесс при болезнях эндокринной системы, лекарственные болезни.
Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей.
Сахарный диабет. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Неотложная помощь при комах. Сестринские проблемы пациента.
Диффузный токсический зоб. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Лекарственная болезнь. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
Гипотиреоз. Причины, основные клинические проявления, методы лабораторной диагностики, принципы лечения, особенности сестринского ухода. Сестринские проблемы пациента.
3.2.1 Лекарствоведение.
Нормативные документы, регламентирующие работу сестринского персонала по разделу фармакологии в медицинском учреждении. Общие требования, предъявляемые к хранению лекарственных средств в отделениях лечебно-профилактических учреждений.
Правила выписки, хранения, учета наркотических средств. Журнал учета наркотиков. Правила записи в истории болезни о введении наркотического средства, требования к сдаче дежурной медсестрой по смене пустых и неиспользованных ампул.
Понятие о номенклатуре некоторых наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ. Основные меры по улучшению социальной защиты и профилактике алкоголизации, наркомании, правонарушений у подростков.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения иммунопрепаратов.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения снотворных средств.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения противосудорожных средств.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения мочегонных средств.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения лекарственных средств, влияющих на свертывание крови.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения противокашлевых средств.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения отхаркивающих средств.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения сердечных гликозидов.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения антианемические средства.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения гормональные препараты.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения витаминов.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения антибиотиков.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения противовирусных препаратов.
Способы введения, возможные побочные реакции и осложнения, условия хранения лекарственных средств, влияющих на органы пищеварения.
Сравнительная характеристика основных путей введения лекарственных средств в организм ребенка.
Психологическая подготовка больного ребенка к приему лекарств. Особенности дозирования лекарственных средств детям.
Оценка действия лекарств у конкретного ребенка. Побочные действия медикаментов. Возможные осложнения на введение лекарственных средств у детей, тактика медсестер при их выявлении.
3.3.1.1 Роль физических факторов в реабилитации больных детей в условиях ЛПУ.
Значение массажа и лечебной гимнастики в реабилитации детей.
Показания и противопоказания к массажу, основные приемы массажа.
Особенности проведения дыхательной гимнастики у детей.
Реабилитация, виды, значение.
Физиотерапевтические методы применяемые для реабилитации детей.
3.3.2.1 Практическое занятие. Лечебный массаж в реабилитации больных.
Показания и противопоказания к проведению массажа у детей.
Методика и техника проведения массажа детям, основные приемы.
Методика гигиенического массажа у детей грудного, раннего и дошкольного возраста. Выполнение основных приемов массажа. Проведение гигиенического массажа.
Гигиенические условия проведения массажа детям.
Методика проведения массажа при гипотрофии, рахите у детей.
3.3.3.1 Практическое занятие. Лечебная гимнастика в реабилитации больных.
Показания и противопоказания к лечебной физкультуре у детей.
Основные формы и методы лечебной физкультуры, применяемые у детей.
Классификация средств лечебной физкультуры.
Проведение утренней гигиенической гимнастики с использованием дыхательных упражнений.
Гигиенические условия проведения лечебной гимнастики детям.
3.4.1.1 Неотложная помощь в педиатрии.
Особенности сердечно-легочной реанимация грудных детей.
Тактика медсестры при возникновении неотложных состояний у детей.
Особенности сердечно-легочной реанимации детей раннего возраста.
Особенности сердечно-легочной реанимации детей дошкольного возраста.
Особенности сердечно-легочной реанимации детей школьного возраста.
3.4.2.1 Практическое занятие. Сердечно-легочная реанимация у детей.
Непрямой массаж сердца детям, показания, критерии эффективности, возможные осложнения.
Искусственная вентиляция легких детям, критерии эффективности, возможные осложнения.
Обеспечение проходимости дыхательных путей, критерии эффективности, возможные осложнения.
Пути введения лекарственных средств при проведении реанимации детям.
Показания и противопоказания к СЛР детям, длительность реанимации.
3.4.3.1 Практическое занятие. Синдромы, требующие неотложной помощи.
Судорожный синдром. Причины, клинические проявления, тактика медсестры, неотложная помощь.
Гипертермический синдром. Причины, клинические проявления, тактика медсестры, неотложная помощь.
Аллергические реакции. Причины, клинические проявления, тактика медсестры, неотложная помощь.
Отравления. Причины, клинические проявления, тактика медсестры, неотложная помощь.
Острая сердечно-сосудистая недостаточность. Причины, клинические проявления, тактика медсестры, неотложная помощь.
Острая дыхательная недостаточность. Причины, клинические проявления, тактика медсестры, неотложная помощь.
3.5.1 Практическое занятие. Основы ЭКГ.
Принципы действия, правила наложения электродов ЭКГ-аппарата.
Подготовка ЭКГ-аппарата к работе.
Правила наложения электродов стандартные отведения.
Правила наложения электродов, грудные отведения.
Техника безопасности при пользовании ЭКГ аппаратом.